Танки Королевства Югославия и НОАЮ

В 1920-24 гг. армия Королевства СХС получила от французов в рамках военного займа, а так же безвозмездно несколько партий подержанных легких танков «Рено» FT17, как с пулеметным, так и с пушечным вооружением. Сербский военный историк Душан Бабац оценивает общее количество танков в 21 машину, его коллега Далибор Денда полагает, что их было несколько меньше. В любом случае, FT17 поступали разрозненными партиями, находились не в лучшем техническом состоянии и использовались преимущественно для подготовки кадров в интересах планировавшегося развертывания бронетанковых частей. Первый опыт создания отдельного подразделения был предпринят в 1931 г., когда 10 остававшихся «на ходу» танков были сведены в «Роту боевых машин» (Сеta bornih kola), дислоцированную в историческом центре сербской военной индустрии городе Крагуевац. Однако изношенность техники, особенно гусениц и ходовой части, в условиях отсутствия запчастей привела к тому, что уже в июле того же года роту расформировали, а боевые машины передали в состав пехотной и артиллерийской школы в Калиновике. Оснащенные четырехцилиндровым двигателем «Рено 18», двухместные легкие танки FT17 могли развивать по пересеченной местности скорость до 2,5 км/ч (М28 – вдвое больше) и имели броневую защиту 6-22 мм. Примерно 2/3 из них были вооружены 37-мм орудиями SA18, остальные несли пулеметное вооружение – 8-мм «Гочкисы». Разумеется, в условиях современной войны они были, мягко говоря, малоэффективны, и годились разве что для поддержки пехоты против не имеющего тяжелого оружия противника.
Renault NC27 — французский лёгкий танк, дальнейшее развитие конструкции «Рено» FT-17. Не был принят на вооружение во Франции, но поставлялся на экспорт в несколько стран мира - в небольших количествах танк приобрели Швеция, Югославия, Япония и даже СССР (только для испытания).
В рамках проекта преобразования одной из двух югославских кавалерийских дивизий в механизированную в 1935 г. были начаты переговоры с Чехословакией (также членом «Малой Антанты») о поставке «легких кавалерийских танков» - проще говоря, танкеток. С чешским заводом «Шкода» был подписан договор о займе в размере 3 млн. динаров, в качестве части которого в Югославию в 1937 г. было доставлено 8 танкеток «Шкода» Т32. Имеются сведения, что капризные югославы потребовали, чтобы стандартные образцы этой боевой техники были доработаны специально для них, максимальная броневая защита увеличена до 30 мм, усилено вооружение и т.д., что и было исполнено пунктуальными чехами. В 1938 г. в Югославии были проведены испытания Т32, получивших официальное наименование «скоростный кавалерийских боевых машин» (brza konjicka borna kola) и они составили отдельный эскадрон подчиненный непосредственно командованию кавалерии. До февраля 1941 г. он дислоцировался совместно с танковым батальоном близ Белграда, а затем был передан кавалерийскому училищу в Земуне. Вполне современные для конца 1930-х гг. чешские танкетки, имевшие неплохую скорость и несшие вооружение из 37-мм орудия «Шкода» А3 и 7,92 мм пулеметом «Зброевка-Брно» М1930, обслуживались экипажем из двух человек. Все они были окрашены в трехцветный камуфляж «Малой Антанты».
R35, вооруженный 37-мм орудием и 7,5-мм пулеметом М1931 (боекомплект – 100 снарядов и 2,4 тыс. патронов) и оснащенный четырехцилиндровым двигателем «Рено», являлся относительно неплохой машиной для своего класса: «легкий танк сопровождения». Он мог развивать по пересеченной местности скорость 4-6 км/ч, а броневая защита от 12 до 45 мм. была способна более-менее успешно выдержать попадание 37-мм снаряда – основного калибра тогдашней противотанковой артиллерии. Экипаж состоял из двух человек, при чем сложность заключалась в том, что командир, на которого ложились также функции стрелка-наводчика, наблюдателя, а, если танк был радиофицирован – и радиста, должен был быть прямо-таки универсальным специалистом, в то время, как на должность механика-водителя можно было подготовить любого гражданского водителя. Впрочем, малая маневренность и мелкокалиберное вооружение делали R35 заведомо слабейшей стороной в дуэли с германскими Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV, несшими соответственно 50-мм и 75-мм орудия и обладавшими отличными ходовыми качествами.
Формирование первых партизанских танковых частей датировано началом 1944 г. С помощью западных союзников в итальянском городе Carovigno организуется моторизированный батальон. До 28 апреля 1944 г. югославские экипажи проходили обучение. Батальон был разделен на шесть рот, командовали которыми британские офицеры-инструкторы, переводчиками были канадцы югославянского происхождения. Затем последовала вторая и третья волны «стажеров» танкистов. В июле 1944 г. югославы начали получать собственную технику. Она пошла на формирование 1-й танковой бригады. Базировавшая в Италии бригада, на 16 июля насчитывала 2 003 человека, в основном хорватов и словенцев по национальности, 56 танков и 24 бронеавтомобиля. Бригада состояла из трех танковых батальонов по две роты в каждом (в роте три взвода), роту обеспечения и батарею ПВО. Кроме того, бригаде был придан батальон бронеавтомобилей. В начале сентября 1944 г. части бригады были транспортированы на британских судах на о. Вис вблизи хорватского побережья Адриатического моря. Подразделения передаются под непосредственное командование маршала Тито. С этого момента, бригада дробится на несколько более мелких частей, формально оставаясь единым подразделением. Части действуют в Далмации, участвуя в освобождении прибрежных городов. Так, северная группа, состояла из 3 танкового батальона, роты 2 танкового батальона, роты бронеавтомобилей. В южную группу вошли оставшиеся бронеавтомобили, танковые роты.
Трофейный H39, захваченный югославскими партизанами у немцев в октябре 1941.
Трофейные итальянские средние танки М15/42.
Югославские партизаны у трофейных итальянских легких танков L6/40.
Импровизированные югославские самоходки "Стюарт-Pak".
Но самую глубокую модернизацию югославы провели с трофейным Somua S-35 — вместо 47-мм орудия на него, несколько видоизменив переднюю часть башни, установили английскую 57-мм пушку с бронеавтомобиля АЕС.
Т-34 747(r) полицейской роты СС, который захватили югославские партизаны и вошли на нем в Триест.
Трофейная польская танкетка TKS в Белграде, захваченная югославскими партизанами у хорватских усташей.


©Балабаев Михаил,МБУДО ЦДО "Реальная школа",МБОУ СОШ №97