Танки Британской Империи

Крейсерский танк Mk.I (англ. Tank Cruiser Mk.I), A9 — британский крейсерский танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Создан в 1934—1936 годах фирмой «Виккерс», на роль среднего, позднее — крейсерского, танка. Принят на вооружение в 1936 году, в 1937 году было выпущено 125 единиц A9. Танки этого типа оставались на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны и ограниченно использовались в ходе Французской и начального периода Североафриканской кампаний, показав неудовлетворительные боевые качества. Последние уцелевшие танки этого типа были сняты с вооружения к 1941 году в связи с крайней устарелостью.
Крейсерский танк Mk.II (англ. Tank Cruiser Mk.II), A10 — британский крейсерский танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Создан в 1934—1936 годах фирмой «Виккерс», параллельно с танком Mk I в качестве лучше защищённой, «пехотной» или «тяжёлой крейсерской» версии последнего. В ходе серийного производства в 1938—1940 годах было выпущено 175 единиц A10 в нескольких вариантах. Танки этого типа оставались на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны и ограниченно использовались в ходе Французской и начального периода Североафриканской кампаний, показав неудовлетворительные боевые качества, хотя и лучшие, чем у Mk I. В связи с безнадёжной устарелостью последние уцелевшие танки этого типа были сняты с вооружения к 1941 году.
Крейсерский танк Mk.III (англ. Tank Cruiser Mk.III), A13 — британский крейсерский танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Был разработан в 1936—1937 годах на основе американского танка инженера Д. Кристи и стал первым в линейке британских крейсерских танков, получившим подвеску его конструкции. В 1938—1939 годах было выпущено 65 Mk.III, но новый танк оказался крайне ненадёжным и обладал массой других недостатков, поэтому в массовое производство запущен не был. Выпущенные машины ограниченно использовались во Франции в 1940 году и в Северной Африке в 1941 году.
Крейсерский танк Mk.IV (англ. Tank Cruiser Mk.IV), A13 Mk.II — британский крейсерский танк 1930-х годов, лёгкий по массе. Создан в 1938 как дальнейшее развитие конструкции танка Mk III. В ходе серийного производства в 1938—1939 было выпущено 655 танков этого типа. Танк отличался неудовлетворительной надёжностью и слабым бронированием, но несмотря на это стал первым сравнительно боеспособным и массовым британским крейсерским танком. Mk IV использовались в ходе Французской и Североафриканской кампаний, вплоть до замены более современными образцами и снятия с вооружения к 1942 году. По некоторым данным, часть этих танков после Африки была поставлена в СССР и принимала участие в начальном периоде войны.
Лёгкий танк Mk.VI (англ. Light Tank Mk.VI) — британский лёгкий танк 1930-х годов. По советской классификации относился к малым танкам. Последняя и самая тяжёлая модель в линейке довоенных лёгких танков Великобритании. Производился серийно с 1936 по 1940 год, всего было выпущено 1285 Mk.VI в различных вариантах. Во время Второй мировой войны эти танки ограниченно использовались британскими войсками в боях вплоть до 1942 года, некоторое их число также было продано другим странам.
Sherman Firefly— танки М4А1 и М4А4 британской армии, перевооружённые «17-фунтовой» (76,2 мм) противотанковой пушкой. Sherman IIC (на базе M4A1) и Sherman VC (на базе M4A4). 17-фунтовая пушка установлена в обычной башне, маск-установка специально разработана для данного орудия. Пушка Ordnance QF 17 pounder Mk.IV нарезная, калибр 76,2-мм, длина ствола 55 калибров, шаг нарезов 30 калибров, затвор скользящий горизонтальный, полуавтоматический, заряжание унитарное. Пушка оснащена дульным тормозом с противовесом. Боекомплект орудия составляет 77 выстрелов, и размещен следующим образом: 5 выстрелов размещается на полу корзины башни, 14 выстрелов на месте ассистента водителя, 58 выстрелов в трех боеукладках на полу боевого отделения. Модификация состояла в смене орудия и маск-установки, выносе радиостанции во внешний ящик, установленный на задней части башни, отказе от ассистента водителя (на его месте размещалась часть боезапаса) и курсового пулемета. Кроме того, из-за большой длины относительно тонкого ствола, менялась система походной фиксации пушки, башня Sherman Firefly в походном положении разворачивалась на 180 градусов, и ствол пушки закреплялся на кронштейне, установленном на крыше моторного отделения. Всего подверглось переделке 699 танков, которые поступали в английские, польские, канадские, австралийские и новозеландские части.
«Комета» (англ. Tank, Cruiser, Comet I), A34 — британский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, выпускавшийся с 1944 по конец 1945 года. Дальнейшее развитие крейсерского танка Mk.VIII «Кромвель». Вооружён орудием 77 mm HV, модификацией 17-фунтовой противотанковой пушки (англ. Ordnance Quick Firing 17-pounder) HV (англ. High Velocity), более лёгкой по массе и с меньшей длиной ствола, чем оригинальный вариант, но обладающей не намного меньшей бронепробиваемостью (во избежание путаницы с оригинальной 17-фунтовкой её калибр указывался как 77 мм, хотя на самом деле фактически равнялся тем же 76,2 мм). Показал себя эффективным в борьбе со средними и тяжёлыми танками вермахта. После войны состоял на вооружении войск Великобритании до 1958 года, приняв участие в Корейской войне, был заменён в войсках на танк следующего поколения «Центурион», также состоял на вооружении ряда других стран до 1980-х годов.
Пехотный танк Mk.III «Валентайн» (англ. Infantry Tank Mk.III «Valentine») — британский пехотный танк периода Второй мировой войны, лёгкий по массе. Спроектирован в 1938 году фирмой Vickers-Armstrongs. За время серийного выпуска, с июня 1940 по апрель 1944 года (по некоторым данным — до начала 1945 года), Великобританией и Канадой выпущено 8275 «Валентайнов», что сделало его самым многочисленным британским танком Второй мировой.Использовался вплоть до 1945 года и признан военными специалистами одним из наиболее удачных танков в своём классе. После войны оставался на вооружении Новой Зеландии до 1955 года.
Крейсерский танк Mk.V «Ковенантер» (англ. Tank Cruiser Mk.V «Covenanter»), A13 Mk.III — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Был разработан в 1939 году как дальнейшее развитие серии крейсерских танков и замена ненадёжным Mk III и Mk IV. С 1939 года был произведён 1771 экземпляр. Несмотря на значительное улучшение по сравнению с предшественниками, танк был сочтён неудачным и в боевых действиях участия практически не принимал. Выпущенные «Ковенантеры» использовались в основном в учебных целях, а также переделывались в мостоукладчики, командирские машины и БРЭМ.
Mk.VIII «Кромвель» (англ. Tank Cruiser Mk.VIII «Cromwell»), A27M — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Назван в честь Оливера Кромвеля, лидера Английской революции XVII века. Был создан в 1941—1942 годах фирмой BRCWc и производился серийно с осени 1943 по 1945 год. Всего было выпущено 1070 «Кромвелей», также немалое количество машин было получено путём модернизации танков Mk.VIII «Кентавр» (A27L) до стандарта «Кромвеля». Главным отличием «Кромвелей» от «Кентавров» был более мощный двигатель Rolls-Royce Meteor вместо Liberty L-12. В ходе производства танк постоянно модернизировался. «Кромвель» активно использовался британскими войсками в Северо-Западной Европе в 1944—1945 годах, значительная часть выпущенных машин также была передана союзникам Великобритании. «Кромвели» оставались на вооружении до 50-х годов, часть из них была переоборудована в танки «Чариотир».
Крейсерский танк Mk.VI «Крусейдер» — британский средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. C конца 30-х годов британская военная доктрина предусматривала развитие двух основных типов танков: тяжелобронированого танка поддержки пехоты и быстрого крейсерского танка. Незадолго до второй мировой войны компании Nuffield Mechanizations предлагают принять участие в разработке крейсерского танка Covenanter A13 Mk.III - компания отказывается и сосредотачивается на разработке своей собственной модели - A15 Crusader. Множество проблем с Covenanter приводят к тому, что вместо него начинают производство Crusader. Изначально, танк вооружался двухфунтовым орудием в основной башне и пулемётом BESA в отдельной пулеметной башенке. Танк массой в 18.8 тонн отличался высокой подвижностью - со своим 12 цилиндровым двигателем Liberty L-12 и подвеской Кристи он развивал скорость в 40 км/ч. Для достижения этого разработчикам пришлось пожертвовать бронированием - танк имел тонкую броню башни (20 мм) и 26 мм брони лба корпуса. Производство Crusader Mk.I было начато в мае 1941 года, первая партия танков была отправлена в северную Африку в 7 танковую дивизию. Боевое крещение танк получил во время попытки снять осаду Тобрука (операция Battleaxe).
Пехотный танк Mk.II «Матильда II»— средний пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны. Спроектирован в 1936—1938 годах, производился до августа 1943 года и был одним из основных средних танков Великобритании в первые годы войны. Также в значительных количествах поставлялся армии Австралии и в СССР. «Матильда» отличалась очень мощным для своего времени бронированием и высокой надежностью, обеспечившими довольно эффективное её применение в первые военные годы, прежде чем она была заменена сильнее вооружённым и бронированным танком «Черчилль». До окончания производства в августе 1943 года в Великобритании было всего выпущено 2987 танков «Matilda II», из которых 1084 штуки были отправлены в СССР, из них прибыло 918 танков.
Австралийский крейсерский танк «Сентинел»— австралийский средний крейсерский танк времён Второй мировой войны, средний по массе. Был создан в 1942 году, когда Австралии для отражения грозившего японского вторжения срочно был необходим танк, способный производиться полностью силами австралийских предприятий. В 1942—1943 годах было выпущено 68 «Сентинелов» в нескольких вариантах. Танк использовался австралийскими войсками до 1945 года, исключительно в учебно-тренировочных целях, так как к 1943 году уже стали доступны более совершенные танки «Шерман» производства США.К середине 1940 года угроза Австралии со стороны Японии стала настолько серьёзной, что австралийское правительство развернуло срочную программу вооружения. Поскольку Великобритания, ожидавшая германского вторжения, не могла поставить какого-либо количества танков, единственным выходом была постановка собственного танкостроения. Привлекая технических консультантов из Великобритании, выработали решение использовать доступные коммерческие узлы и агрегаты, скомбинировав их с разработанными заново корпусом, подвеской, шасси и узлами силовой установки. Результатом стал примечательный танк, известный как AC-1, или «Сентинел». Он отличался корпусом, отлитым как единая деталь, литой башней и установкой трёх бензиновых двигателей «Кадиллак», передающих вращение на один ведущий вал. Основное вооружение ограничивалось 2-фунтовой (40-мм) противотанковой пушкой, хотя позже экспериментировали и с 25-фунтовой (88-мм) пушкой. Первый «Сентинел» был собран в январе 1942 года. Оригинальные инженерные решения ограничили выбор предприятий для производства этих машин. Строилось новое предприятие для производства танков, но их выпуск прекратился в июле 1942 года после сборки 66 машин. К этому времени стало очевидно, что американские танковые заводы смогут удовлетворить все будущие потребности Австралии, так что дальнейшее собственное производство стало неэкономичным.
Крейсерский танк «Рэм» —средний крейсерский танк периода Второй мировой войны. Разработан в 1941 году на основе американского танка M3 «Ли». За время серийного производства с 1942 до лета 1943 года было произведено 1899 машин. Танк никогда не применялся в бою, но активно использовался в канадских и британских войсках для учебно-тренировочных целей. Также послужил основой для САУ и различных специализированных машин.
В ходе кампании во Франции 1940 года Королевский Танковый Корпус Великобритании потерял большую часть своих танков. Для восполнения потерь и производства новых машин было решено использовать канадскую военную промышленность. На совещании представителей военных ведомств Великобритании и США было решено развернуть на заводах канадской фирмы Monreal Lokomotive Work, переименованной вскоре в Canadian Tank Arsenal, до 1000 средних танков ежемесячно. Вскоре началось производство пехотных танков Валентайн, бронетранспортёров Universal Carrier и крейсерских танков M3 «Lee». Последний был модифицирован британцами и получил наименование M3 «Grant». Канадцы пошли дальше и решили создать на основе M3 танк, доработав его под британские стандарты. Новый танк получил наименование «Рэм», что переводится с английского, как «баран».
Пехотный танк Mk.I «Матильда I» (англ. Infantry Tank Mk.I «Matilda I»), A11 — британский лёгкий пехотный танк 1930-х годов. Чаще всего называется «Матильда I», чтобы отличить от более распространённого танка Mk.II «Матильда II», обычно именуемого без цифрового индекса. «Матильда I» была разработана в 1935—1936 годах фирмой «Виккерс» и предназначалась для поддержки пехоты. За время серийного производства, с 1937 по 1940 год, изготовлено 139 экземпляров. «Матильды I» активно применялись британскими войсками в боях во Франции в 1940 году, где, несмотря на слабость своего вооружения, оказались почти неуязвимы для пушек германских танков. Во время эвакуации британских войск почти все «Матильды I» были оставлены во Франции, а немногочисленные уцелевшие машины применялись впоследствии в качестве учебных.
Лёгкий танк Mk.VII «Тетрарх» (англ. Light Tank Mk.VII «Tetrarch», от англ. tetrarch — «четырёхарочный»), A17 — британский лёгкий аэротранспортабельный танк, для воздушно-десантных войск, в частности, их можно было высаживать при помощи десантных планеров типа «Гамилькар», времён Второй мировой войны.
Разрабатывался фирмой «Виккерс» в 1938—1940 годах в инициативном порядке, первоначально как разведывательный танк, для замены устаревшего Mk VI. Однако, из-за неудовлетворительных результатов, показанных лёгкими танками в первый год Второй мировой войны, производство «Тетрарха», начавшееся в 1940 году, было вскоре остановлено. Вновь интерес к Mk VII возник в 1941 году, когда его решено было использовать как аэротранспортабельный.
Серийное производство «Тетрарха» было возобновлено и продолжалось с 1941 по 1942 год, общий выпуск составил 177 экземпляров.
Пехотный танк Mk.IV «Черчилль» (англ. Infantry Tank Mk.IV «Churchill»), A22 — пехотный танк армии Великобритании периода Второй мировой войны, тяжёлый по массе. Поставлялся в СССР по программе ленд-лиза. Спроектирован в 1939—1940 годах, серийно производился с 1941 по 1945 год и стал одним из наиболее многочисленных британских танков Второй мировой. «Черчилль» отличался устаревшей конструкцией и как все пехотные танки, не высокой скоростью, но крайне толстая для своего времени броня (101 мм, позднее доведена до 152 мм) позволила ему успешно воевать до самого 1945 года. После окончания Второй мировой, «Черчилль» вскоре был снят с вооружения к концу 1950-х годов, но некоторое количество огнемётного варианта этих танков ещё приняло участие в Корейской войне.

Британские САУ

Ахиллес (англ. Achilles,— Ахиллес) — английская модификация американской противотанковой самоходно-артиллерийской установки 3in Gun Motor Carriage M10 периода Второй мировой войны. Вооружение исходного варианта этой САУ, адаптированной под британские стандарты под названием M10 Wolverine, было признано британскими военными специалистами недостаточно мощным для борьбы с новыми немецкими тяжёлыми танками, поэтому орудие было заменено на более мощную британскую 17-фунтовую противотанковую пушку QF 17 pounder. В США получил название Wolverine(россомаха).
Bishop — британская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны, построенная на базе танка «Валентайн». Название «Bishop» («епископ» — англ.) является традиционным для британских самоходных гаубиц, которые в качестве названий использовали титулы духовных лиц. Разработка этой САУ велась в спешке, чтобы придать мобильность отлично зарекомендовавшей себя в боях 25-фунтовой пушке-гаубице. В результате этой спешки новая машина оказалась проблемной при эксплуатации, а некоторые её недостатки оказались и вовсе неустранимыми. Поэтому она выпускалась малой серией и была вскоре заменена в производстве на лучшие образцы самоходных орудий. Быстроманевренный характер боевых действий в Северной Африке привёл к заказу самоходной гаубицы, вооружённой 25-фунтовым орудием QF 25 pounder. В июне 1941 года разработка была поручена фирме Birmingham Railway Carriage and Wagon Company. Построенная там самоходка получила официальное обозначение Ordnance QF 25-pdr on Carrier Valentine 25-pdr Mk 1, но стала более известной под названием Bishop. Основой для Bishop послужил корпус танка «Валентайн II». У базовой машины башню заменили на невращающуюся коробчатую рубку с большими дверями с задней её стороны.
Sexton — самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана на базе американского танка M3, производилась в Канаде для британской армии и вооружённых сил других стран Британского Содружества. Некоторое количество этих САУ было передано прочим странам-участникам антигитлеровской коалиции, например Польше. В 1942 году США поставили достаточное количество самоходных гаубиц M7 Priest для оснащения самоходно-артиллерийских частей британской армии в североафриканской кампании. В руках англичан Priest оказался отличным оружием, которое дало артиллерии ту же мобильность, что и у танков. Однако Priest был вооружён американской 105-мм гаубицей, а не её британским 25-фунтовым эквивалентом. Вынужденное снабжение небольшого числа частей другим типом боеприпасов приводило к проблемам с логистикой. Соединённое Королевство запросило у США поставки 25-фунтового варианта САУ Priest. Несмотря на намерения США оказать помощь в разработке такой машины, постановка её на конвейер была нежелательной — выпуск относительно малочисленных машин для Великобритании мог серьёзно нарушить производство самоходок для собственной армии США. Тогда британское правительство запросило Канаду о производстве таких машин и канадские власти согласились на это предложение.
Арчер (англ. Archer — Лучник, также именовалась, как SP 17pdr, Valentine, Mk I) — английская противотанковая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны. Эта боевая машина представляла собой установку 17-фунтовой противотанковой пушки QF 17 pounder в открытой сверху рубке на шасси танка «Валентайн». Главная конструктивная особенность — обращённое назад орудие, что давало возможность после атаки из засады быстро сменить позицию, не разворачивая машину.С середины 1942 г. начала применяться 17-фунтовая (76,2-мм) противотанковая пушка. Разработанная первоначально как буксируемая, она вскоре стала рассматриваться и как танковая пушка и в этом качестве реализовалась на танках «Фэйрфлай» и «Челленджер». Но эти машины были еще в будущем, когда «Виккерс» получил заказ на создание истребителя танков на шасси "Валентайна"Первая партия САУ была выпущена в марте 1943 года, но массовое использование началось в 1944 году. Всего было изготовлено 655 САУ «Арчер», которые поступили в артиллерийские подразделения бронетанковых дивизий. После окончания производства в 1945 году, эксплуатировался до 1956 года армией Египта.
Крейсерский танк Mk.VIII «Челленджер» (англ. Tank Cruiser Mk.VIII «Challenger»), A30 — британский средний крейсерский танк-истребитель периода Второй мировой войны. Был создан на удлинённом шасси танка «Кромвель» в 1942 году и, будучи вооружён наиболее мощной на тот момент британской танковой пушкой QF 17 pounder, предназначался для огневой поддержки и борьбы с бронетехникой на больших дистанциях. С появлением танка Sherman Firefly, имевшего то же вооружение, но обладавшего рядом преимуществ, «Челленджер» оказался во многом излишним и всего в ходе серийного производства в 1943—1944 годах было выпущено лишь 200 танков этого типа. «Челленджеры» поступали в части, имевшие на вооружении танки «Кромвель», для упрощения снабжения в основном однотипных машин, и применялись в боевых действиях в Европе в 1944—1945 годах как британскими, так и, в меньшем количестве, польскими и чехословацкими частями.


©Балабаев Михаил,МБУДО ЦДО "Реальная школа",МБОУ СОШ №97