Танки Германии

Panzerkampfwagen I (Pz.Kpfw.I, Pz.I; транслитерируется как Панцеркампфваген I) — германский лёгкий танк 1930-х годов. В западной литературе распространено также название Panzer I (Панцер I), в советской литературе традиционно обозначался как Т-1. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носил индекс Sd.Kfz.101. Первый германский серийный танк после окончания Первой мировой войны, Pz.Kpfw.I был разработан в 1930—1934 годах фирмами «Крупп» и «Даймлер-Бенц». Серийно производился с 1934 по 1937 год, всего было выпущено 1574 танка этого типа. В середине — второй половине 1930-х годов Pz.Kpfw.I составил основу только что созданных германских бронетанковых войск и оставался в этой роли вплоть до 1937 года, когда началось массовое производство более совершенных танков. Первое боевое применение танка состоялось в 1936 году в ходе гражданской войны в Испании, позднее танк активно использовался германскими войсками на начальном этапе Второй мировой войны. К 1941—1942 годам он был полностью заменён более современными танками и по причине крайней устарелости снят с вооружения, однако в роли учебно-тренировочной машины Pz.Kpfw.I использовался вплоть до конца войны. Помимо вермахта, Pz.Kpfw.I поставлялся, в основном в незначительных количествах, в ряд других стран, в том числе в Испанию, где танки этого типа продолжали эксплуатироваться вплоть до конца 1940-х годов.
Pz.Kpfw. II — немецкий лёгкий танк времён Второй мировой войны. Разработан в 1934 году. В различных модификациях производился до 1943 года. В начале Второй мировой войны такие танки составляли 38 процентов танкового парка вермахта. В боях они оказались слабее по вооружению и бронированию практически всех танков аналогичного класса: польских 7TP, французских R35 и H35, чешских LT vz.38, советских Т-26 и БТ. Лишь в 1942 году их вывели из состава танковых полков и частично использовали либо в штурмовых артиллерийских бригадах, либо на второстепенных участках фронта. Шасси танка Pz.Kpfw. II было выпущено в количестве 8500 штук вместе с собственно танками. Воссоздаваемому вермахту в 1934 году понадобился лёгкий танк с противотанковым вооружением в качестве замены PzKpfw I с пулемётным вооружением. Разработка такого танка была поручена фирмам «Krupp», «Henschel» и «MAN». Из соображений внешней политики танк поначалу скрывали под «гражданским» названием «сельскохозяйственный трактор LaS 100». Первые прототипы были изготовлены в октябре 1935 года. С мая 1936 по февраль 1937 года было изготовлено 75 танков.
В течение 1942 года в Германии шли работы по созданию нового типа лёгкого разведывательного танка. Машина получила обозначение PzKpfw II Ausf L и имя «Luchs» («Рысь» — нем., иногда упоминается в литературе на русском языке под транслитерированными именами и «Лукс»). По сквозной классификации машин вермахта новому танку присвоили обозначение Sd.Kfz. 123. Танк выпускался компаниями «MAN» и «Henschel» в период с сентября 1943 по январь 1944 года. Всего было выпущено 104 машины. «Luchs» участвовал в боях на Восточном и Западном фронтах в составе Panzer Aufklarungs Abteilungen (разведывательных бронетанковых подразделений), в составе танковых дивизий вермахта (таких как 4-я танковая дивизия на Восточном фронте), а также в частях войск СС. На переднюю часть корпуса танков, отправленных на Восточный фронт, устанавливались дополнительные броневые плиты. Небольшое количество PzKpfw II Ausf L были оборудованы радиостанциями и антеннами, и использовались как разведывательно-коммуникационные танки. Последние 31 «Лукс» получили 50-мм пушку KwK 39 L/60 (Luchs 5 cm). Планировалось производить на базе «Рысей» восстановительные машины (нем. Bergepanzer Luchs), но эти проекты так никогда и не были реализованы. Параллельно с Bergepanzer Luchs планировалась к выпуску модель Flakpanzer Luchs, на удлинённом шасси, вооружённая 37-мм зенитным орудием, однако и этот проект так и не был реализован. Сегодня «Luchs» можно увидеть в Англии, в танковом музее Бовингтона.
Panzerkampfwagen III — немецкий средний танк времён Второй мировой войны, серийно выпускавшийся с 1938 по 1943 год. Сокращёнными названиями этого танка являлись PzKpfw III, Panzer III, Pz III. В ведомственном рубрикаторе военной техники нацистской Германии этот танк имел обозначение Sd.Kfz. 141 (Sonderkraftfahrzeug 141 — машина специального назначения 141). В советских исторических документах и популярной литературе PzKpfw III именовался как «Тип 3», Т-III или Т-3. Эти боевые машины использовались вермахтом с первого дня Второй мировой войны. Последние записи о боевом применении PzKpfw III в штатном составе подразделений вермахта датируются серединой 1944 года, одиночные танки воевали вплоть до капитуляции Германии. С середины 1941 по начало 1943 года PzKpfw III был основой бронетанковых войск вермахта (панцерваффе) и, несмотря на относительную слабость по сравнению с современными ему танками стран антигитлеровской коалиции, внёс значительный вклад в успехи вермахта того периода. Танки этого типа поставлялись армиям стран-союзников Германии по Оси. Захваченные PzKpfw III с хорошими результатами использовались Красной армией. На базе PzKpfw III в Германии и СССР создавались самоходно-артиллерийские установки (САУ) различного назначения.
Panzerkampfwagen IV— немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Самый массовый танк Панцерваффе (всего выпущено 8686 машин), выпускался серийно в нескольких модификациях с 1937 по 1945 год. Постоянно усиливавшееся вооружение и бронирование танка в большинстве случаев позволяло PzKpfw IV эффективно противостоять машинам противника аналогичного класса. Первые несколько Pz.Kpfw.IV «нулевой» серии были изготовлены в 1936—1937 на заводе «Крупп» в Эссене. Серийный же выпуск первой серии, 1.Serie/B.W., был начат в октябре 1937 года на заводе «Крупп-Грузон» в Магдебурге. Всего по март 1938 года было выпущено 35 танков этой модификации, обозначавшейся как Panzerkampfwagen IV Ausfuhrung A (Ausf.A — «модель А»). По единой системе обозначений германской бронетехники танк получил индекс Sd.Kfz.161. Танки Ausf.A во многом всё ещё являлись предсерийными машинами и несли противопульное бронирование, не превышавшее 15—20 мм и слабо защищённые приборы наблюдения, особенно в командирской башенкe. Вместе с тем, на Ausf.A уже были определены основные конструктивные особенности Pz.Kpfw.IV, и хотя в дальнейшем танк многократно подвергался модернизации, изменения в основном сводились к установке более мощного бронирования и вооружения, либо к непринципиальной переделке отдельных узлов.
«Пантера» (нем. Panzerkampfwagen V Panther, сокр. PzKpfw V «Panther») — немецкий средний танк периода Второй мировой войны. Эта боевая машина была разработана фирмой MAN в 1941—1942 годах как основной танк вермахта. «Пантера» была вооружена орудием меньшего калибра чем Тигр (танк) и по немецкой классификации считалась - Танком со средним вооружением(или просто средним). В советской танковой классификации «Пантера» считалась тяжёлым танком, именовали его как Т-5 или Т-V. Тяжелым танком она считалась и у союзников. В ведомственной сквозной системе обозначений военной техники нацистской Германии «Пантера» имела индекс Sd.Kfz. 171. Начиная с 27 февраля 1944 года фюрер приказал использовать для обозначения танка только название «Пантера». Боевым дебютом «Пантеры» стала битва на Курской дуге, впоследствии танки этого типа активно использовались вермахтом и войсками СС на всех европейских театрах военных действий. По мнению ряда экспертов, «Пантера» являлась лучшим немецким танком Второй мировой войны и одним из лучших в мире. В то же время танк имел ряд недостатков, был сложен и дорог в производстве и эксплуатации. На базе «Пантеры» выпускались противотанковые самоходные артиллерийские установки «Ягдпантера» и ряд специализированных машин для инженерных и артиллерийских частей немецких вооружённых сил.
Panzerkampfwagen VI «Tiger I» Ausf E, «Тигр» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (H), разработанный в 1942 году фирмой «Хеншель» под руководством Эрвина Адерса. В ведомственной сквозной классификации бронетехники нацистской Германии изначально танк получил обозначение Pz.Kpfw.VI (Sd.Kfz.181) Tiger Ausf.H1, но после принятия на вооружение одноимённого нового тяжёлого танка — PzKpfw VI Ausf. B в название добавили римскую цифру «I» для отличия от более поздней машины, которая в свою очередь именовалась как «Тигр II». Хотя в конструкцию танка вносились небольшие изменения, модификация танка была всего лишь одна. В советских документах танк «Тигр» обозначался как T-6 или T-VI. Наряду с прототипом фирмы Хеншель руководству Рейха был представлен и проект Порше, VK4501 (P), но выбор военной комиссии пал на вариант Хеншель, хотя Гитлер более благоволил к изделию Порше. Впервые танки «Тигр I» пошли в бой 29 августа 1942 года у станции Мга под Ленинградом, массированно начали применяться со сражения и взятия Харькова в феврале — марте 1943 года, использовались вермахтом и войсками СС вплоть до окончания Второй мировой войны. Общее количество выпущенных машин — 1354 единицы.
Panzerkampfwagen VI «Tiger P», «Porsche Typ 101», «Тигр Порше» — немецкий тяжёлый танк времён Второй мировой войны, прототипом которого являлся танк VK4501 (P) доктора Фердинанда Порше. Прототип был представлен Гитлеру 20 апреля 1942 года, наряду с конкурирующим VK4501 (H), проектом фирмы «Хеншель» (конструктор Эрвин Адерс). Однако по результатам военной комиссии вариант фирмы «Хеншель» был признан как более удачный и принят на вооружение Вермахта. Это решение во многом обусловила электрическая трансмиссия танка, требовавшая на изготовление большое количество дефицитной меди, хотя сам VK4501 (P) был практически готов к серийному производству, чего нельзя было сказать о его оппоненте. В итоге было построено всего 5 машин.
История создания танков «Тигр» Порше и Хеншеля неразрывно связана между собой.
Panzerkampfwagen VI Ausf. B «Tiger II», «Тигр II», или «Королевский тигр» (буквальный перевод нем. «Konigstiger»)— немецкий тяжёлый танк заключительного периода Второй мировой войны. Производился серийно с марта 1944 года и до конца войны. Всего выпущено 489 танков. Является мощнейшим серийным танком времён Второй мировой войны, а также последним серийным тяжёлым танком нацистской Германии. Благодаря очень мощной 88-мм пушке был способен эффективно поражать огнём любые танки антигитлеровской коалиции. Толстые листы брони, расположенные под большими углами наклона, обеспечивали танку весьма высокую защиту от большинства противотанковых средств того времени. Вместе с тем высокий вес и недостаточная мощность двигателя обусловили невысокие ходовые качества и общую низкую надёжность «Тигра II».
Панцеръегер I— немецкая противотанковая САУ. Создана на базе танка Panzerkampfwagen I Ausf. B и вооружена трофейным 47-мм чехословацким противотанковым орудием PaK. 36(t) L/43.4 (Skoda 47mm A-5 P.U.V vz.36). Является первой серийной противотанковой САУ из выпускавшихся Германией в ходе Второй мировой войны. К 1940 году Panzerkampfwagen I уже совершенно не удовлетворял требованиям современной войны. Чтобы «продлить жизнь» работоспособных танков, берлинская фирма Alkett разработала несколько проектов самоходных орудий на базе PzKpfw.I. Наибольший интерес представляла противотанковая САУ с использованием трофейной чехословацкой пушкой PaK 36(t), которые достались Германии в результате оккупации Чехословакии. Недостатком этого, в целом удачного орудия, было отсутствие лафета, приспособленного к механической тяге, что накладывало значительные ограничения на его использование в германской армии. Однако в результате использования шасси устаревшего танка получилась довольно удачная САУ. Боекомплект Panzerjager I, как правило, состоял из 74 бронебойных и 10 осколочных снарядов. Всего было построено 202 подобных машины (из них 132 фирмой Alkett и 70 фирмой Skoda). Panzerjager I участвовали во Французской кампании, Североафриканской кампании и операциях на территории СССР. Последние упоминания о боевом применении датируются 1943 годом.
Marder I— немецкая самоходная артиллерийская установка, истребитель танков. Серия Marder (нем. Куница) была разработана для повышения мобильности противотанковой артиллерии путём установки её на различные самоходные шасси. В 1942 году ввиду принятия на вооружение новых истребителей танков, вооружённых 75-мм орудием Pak 40, остро потребовалась подобная машина и для учебных подразделений. Однако рачительные немцы не хотели оставлять в тылу большое количество боевых машин, остро требовавшихся на фронте и по распоряжению Управления вооружений фирма Alkett провела разработку учебно-боевой самоходной артиллерийской установки на шасси трофейных (французских) боевых машин: Hotchkiss H35, FCM 36 и полубронированного тягача Lorraine 37L. Наиболее удачной для обучения и боевого применения была признана САУ на шасси тягача, в кормовой части которого в частично бронированном боевом отделении была установлена 75-мм пушка Pak 40/1. После испытаний опытного образца машина была принята на вооружение под индексом 7,5 cm Pak 40/1 auf Geschutzwagen Lorraine Schlepper(f), Sd.Kfz. 135, и заказ на её производство был утроен (с 50 до 150 шт.). В течение 1943—1944 годов фирма Alfred Becker (куда передали серийное производство) изготовила 179 боевых машин данного типа, которые применялись немцами на Западном фронте и в Белоруссии. Все варианты Marder имели в своей основе идею модификации уже имеющихся компонентов и достижения тем самым массового производства. Фактически «Marder I» была первая немецкая САУ с задним расположением боевого отделения.
Мардер II (нем. Marder — «Куница») — лёгкая немецкая противотанковая САУ времён Второй мировой войны, активно использовавшаяся на всех фронтах Второй мировой войны; большинство из них применялось на Восточном фронте. Представляло собой ПТ-САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw II (или других машин соответствующего класса). Орудие было либо немецкое Pak 40 калибром 7,5 см, либо Pak 36(r) — доработанная советская 76-мм дивизионная пушка образца 1936 года (Ф-22). Тем не менее, несмотря на очевидные недостатки, этот истребитель танков зарекомендовал себя достаточно эффективным оружием и, несмотря на небольшие размеры, обладал хорошей проходимостью, а его орудие пробивало броню почти всех танков союзников, за исключением тяжелых советских танков, таких как танк ИС-2. В 1945 году остались целыми 301 противотанковая самоходка Marder II, в том числе и у советской армии. "Мардер", как и другая трофейная техника, использовался Советскими войсками, в частности в Курской битве на стороне СССР участвовало несколько трофейных "Мардеров II" .Из частей достоверно точно использовавших трофейный Marder II хотелось бы отметить 151-й танковый Слонимский ордена Богдана Хмельницкого полк.
Marder III — лёгкая по массе немецкая противотанковая САУ времён Второй мировой войны. Официальное немецкое название — 7,62 cm Pak 36(r) auf Pz.38(t) Marder III (Sd.Kfz.139). Представляла собой легкобронированную САУ на шасси лёгкого танка Pz Kpfw 38(t). Орудие устанавливалось в открытой рубке. Эти машины активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны. Большинство из них применялось на Восточном фронте. Орудие: немецкое Pak 40 калибром 7,5 см или доработанное трофейное Pak 36(r) — советская 76-мм дивизионная пушка Ф-22 образца 1936 года.
«Хетцер» (нем. Hetzer — подстрекатель, борзая) или Jagdpanzer 38 — немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков. Применялась в период Второй мировой войны. По германской ведомственной системе обозначений военной техники носила индекс Sd.Kfz.138/2. Была разработана чехословацкой фирмой BMM на шасси лёгкого танка PzKpfw 38(t) в ноябре 1943 — январе 1944 года в качестве более дешёвой и массовой замены штурмовым орудиям StuG III, но в дальнейшем была переклассифицирована в истребитель танков, предназначавшийся в первую очередь для комплектования противотанковых подразделений пехотных и кавалерийских дивизий.Серийное производство «Хетцера» началось в апреле 1944 года, всего до окончания войны было произведено по меньшей мере 2827 сау этого типа. САУ активно использовалась германскими войсками на завершающем этапе войны, в основном на советско-германском фронте. 75 «Хетцеров» в декабре 1944 — январе 1945 года было также передано Венгрии.После войны производство «Хетцеров» было возобновлено в Чехословакии, где САУ выпускались для нужд собственной армии под обозначением ST-I/ST-III, а также по заказу Швейцарии под обозначением G-13. Всего с 1946 года по начало 1950-х годов было выпущено ещё 318 САУ.Хотя в Чехословакии «Хетцеры» были сняты с вооружения уже через несколько лет после окончания производства, в Швейцарии они оставались на вооружении до 1972 года.
Sturmgeschutz III — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw III. Серийно выпускалась в различных модификациях с 1940 по 1945 год и стала самым массовым по численности представителем бронетехники вермахта (выпущено 8636 САУ с 75-мм орудиями). Полное официальное название машины — Gepanzerte Selbstfahrlafette fur Sturmgeschutz III mit 7,5-cm-Sturmkanone 37 oder 40. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии САУ обозначалась как Sd.Kfz. 142. StuG III также обозначается как StuG 40, в советской литературе эту машину именовали «Арт-Штурм». StuG III активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны и в целом получили хорошие отзывы немецкого командования: по отчётам гитлеровцев, к началу 1944 на счету StuG III было около 20 000 танков противника.Захваченные Красной армией StuG III переделывались в САУ СУ-76и.
Sturmgeschutz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка PzKpfw IV. Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка PzKpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси PzKpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось три экземпляра StuG IV (два в Польше и один в Латвии). В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил в Познани находится единственный в мире работающий StuG IV.
«Nashorn» («носорог»), полное название — 8.8 cm PaK 43/1 auf Geschutzwagen III/IV (Sf) — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса противотанковых САУ, средняя по массе. Была создана в 1942 году, параллельно с САУ «Хуммель», выпускалось на шасси Geschutzwagen III/IV, в котором одинаково широко использовались детали от PzKpfw III и PzKpfw IV. Предназначалась для борьбы с советскими тяжёлыми танками. До 27 января 1944 года называлась «Хорниссе» (нем. Hornisse — «шершень»). В системе обозначений германской бронетехники периода Второй мировой войны имела индекс Sd.Kfz. 164. «Насхорн» производился серийно с весны 1943 года и практически до самого конца войны, всего было выпущено 494 САУ этого типа. «Насхорны» вплоть до конца войны активно использовались войсками. Недостатком САУ являлось лёгкое, противопульное бронирование, однако мощнейшая 88-мм пушка с лёгкостью могла поражать любой из участвовавших в боевых действиях танков противника. Дистанция поражения любого советского танка составляла до 1500 м.
JagdPz IV — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков времён Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 162. Jagdpanzer IV была создана на шасси танка PzKpfw IV. Машина производилась в трёх модификацях. Как и большинство истребителей танков Jagdpanzer IV имел безбашенную конструкцию с казематно установленным орудием. Машина была разработана для замены САУ StuG III. Главный инспектор бронетанковых войск Хайнц Гудериан был против новой машины - так как её создание отвлекало ресурсы от производства танков PzKpfw IV, а САУ Stug III и StuG IV, по его мнению, вполне справлялись с возложенными на них задачами. Серийный выпуск начался в январе 1944 года, когда построили первые 30 машин. Завершился выпуск в октябре 1944 года (некоторые источники, например справочник И. П. Шмелёва, утверждают о производстве Jagd Pz IV и в 1945 году). Дополнительно в ноябре собрали два последних Jagdpanzer IV. В результате налётов союзнической авиации на заводы Vomag AG, а также на предприятия смежников, например, Zahnradfabrik AG во Фридрихсхафене, выпускавший коробки передач, темпы выпуска были ниже запланированных. Пика производство достигло в июле (140 штук) и июне (120 штук) 1944 года. В апреле фирма Vomag AG прекратила производство танков Pz Kpfw IV, полностью переключившись на выпуск истребителей танков.
«Ягдпантера» (нем. Jagdpanther) — тяжёлая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков времён Второй мировой войны. «Ягдпантера» сконструирована на базе танка «Пантера» PzKpfw V Ausf. G и имеет компоновку, близкую к компоновке советской САУ СУ-85 (низкий корпус совершенной конфигурации). Для тяжёлой машины «Ягдпантера» обладала хорошей скоростью и проходимостью. С другой стороны, самоходка унаследовала от базовой машины ряд недостатков, в первую очередь невысокую механическую надёжность и относительно тонкую бортовую броню. С октября 1943 заводами MIAG (Брауншвейг), MNH (Ганновер), MBA (Потсдам) произведено 413 «Ягдпантер» (с января 1944 по 1945 год — 392).
«Фердинанд» (нем. Ferdinand) — немецкая тяжёлая самоходно-артиллерийская установка периода Второй мировой войны класса истребителей танков.Эта боевая машина, вооружённая 88-мм пушкой, является одним из самых сильно вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники того периода. Несмотря на свою малочисленность, данная машина является одним из самых известных представителей класса самоходных орудий, с ней связано большое количество легенд. САУ «Фердинанд» была разработана в 1942—1943 годах, являясь во многом импровизацией на базе шасси непринятого на вооружение тяжёлого танка Tiger (P) разработки Фердинанда Порше. Дебютом «Фердинанда» стала Курская битва, где бронирование этой САУ продемонстрировало свою малую уязвимость для огня советской основной противотанковой и танковой артиллерии, зато истребитель танков оказался совершенно беззащитным перед советской пехотой, поскольку Порше не оснастил самоходку пулеметом.В Красной армии «Фердинандом» часто называли любую немецкую самоходную артиллерийскую установку. История создания «Фердинанда» тесно переплетена с историей создания знаменитого танка «Тигр I». Этот танк разрабатывался двумя конкурирующими конструкторскими бюро — «Порше» и «Хеншель».
«Ягдтигр» (нем. Jagdtiger), полное официальное название Panzerjager Tiger — германская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса истребителей танков. По германской ведомственной системе обозначений военной техники «Ягдтигр» носил индекс Sd.Kfz.186. «Ягдтигр» был разработан в 1942—1944 годах на шасси тяжёлого танка «Тигр II» и стал самым тяжёлым серийно производившимся образцом бронетехники всех времён. «Ягдтигр» серийно производился с 1944 по 1945 год, однако, из-за перебоев с поставками материалов и разрушения заводов воздушными бомбардировками, было выпущено всего, по разным данным, от 70 до 79 САУ этого типа.
Sturmhaubitze 42 (StuH 42) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw III. SturmHaubitze 42 (Штурмхаубитце 42) — штурмовая гаубица образца 1942 года. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходное орудие обозначалось как Sd Kfz 142/2. Боевой опыт 1940 года показал недостаточную мощность осколочно-фугасного снаряда 75-мм штурмового орудия StuK37 и StuK40, устанавливавшихся на StuG III, против скоплений живой силы противника и полевых фортификационных сооружений. Летом 1941 года поступил заказ на образец с 105-мм лёгкой полевой гаубицей 10,5 cm leFH18/40. У серийных StuG III Ausf.F заменили 7,5см StuK40 L/43 на 10,5 cm StuH 42, адаптированную полевую гаубицу 10,5 cm leFH 18/40, получив таким образом первый прототип StuH 42. Различались лишь схема установки орудия и компоновка боеукладки для артвыстрелов отдельного заряжания с боекомплектом в 36 снарядов. С сентября 1944 года на орудия стали устанавливать дульный тормоз. Для борьбы с сильнобронированными целями применялись кумулятивные снаряды, бронепробиваемость которых составляла 90-100 мм, независимо от дистанции выстрела. Боекомплект состоял из 26 осколочно-фугасных и 10 кумулятивных выстрелов.Эти машины активно использовались на Европейском театре военных действий.
15 cm sIG 33 Sfl. auf Pz.KpfW.I Ausf B ohne Aufbau, известная также как Sturmpanzer I(Штурмпанцер I) или Bison (Бизон) — самоходная артиллерийская установка на шасси Pz.I Ausf.B. Одна из первых САУ вермахта.Sturmpanzer I была создана в конце 1939 — начале 1940 года. С танка Pz.I демонтировалась башня, а на крыше боевого отделения на стальных опорах устанавливалась, вместе с лафетом, колёсами и броневым щитком, 150-мм пехотная гаубица s.I.G.33. Вся установка защищалась 4-мм броневой рубкой, открытой сверху и с кормы.
Sturmpanzer IV «Brummbar» («медведь-ворчун» — нем., транслитерируется как «Бруммбэр») — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе среднего танка PzKpfw IV. Серийно выпускалась с апреля 1943 года, до капитуляции Германии выпущено 298 машин. Официальное немецкое название — Sturmpanzer IV (Штурмпанцер IV, иногда встречается обозначение Sturmpanzer 43), по ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd.Kfz. 166. Название «Бруммбэр» не было в широком употреблении среди немецких солдат, которые называли машину просто «Штупа» (StuPa) — сокращение от официального Sturmpanzer. В советских документах того времени эта САУ обозначалась как «Медведь».
«Штурмтигр» (нем. Sturmtiger), полное официальное название — 38 cm RW61 auf Sturmmorser Tiger, распространено также название «Штурмпанцер VI» (нем. Sturmpanzer VI) — немецкая самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны, класса штурмовых орудий, тяжёлая по массе. Создана в 1943 году на шасси тяжёлого танка «Тигр» и предназначалась для разрушения укреплений противника и боёв в городских условиях. Всего в 1943—1945 годах из линейных танков было переоборудовано 18 «Штурмтигров», включая прототип. Они ограниченно применялись в боях практически до самого конца войны, но из-за своего крайне малого количества, отсутствия подходящих целей, ненадёжности и проблем со снабжением, сколько-нибудь заметного влияния на ход боевых действий «Штурмтигры» не оказали. За годы Второй мировой войны, в Германии были созданы многочисленные образцы штурмовых орудий, таких как StuG III или StuH 42, а также вооружённых 150-мм орудиями САУ на различных шасси.
«Веспе» (нем. Wespe — «оса») — лёгкая по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии обозначалась как Sd.Kfz. 124.Основным вооружением машины была широко распространённая в немецкой артиллерии 105-мм гаубица leFH 18. Также на Wespe устанавливалась гаубица leFH 16. В классе лёгких самоходных гаубиц признана одной из удачнейших САУ своего времени, главным образом, благодаря компактности, хорошей подвижности и отличной баллистике орудия. Однако по огневой мощи уступала основным противникам: советской СУ-122 и американской M7 Priest, превосходя только британские Bishop и Sexton.
САУ выпускалась на базе шасси снятого с вооружения лёгкого танка PzKpfw II Ausf F. Производство было размещено на различных предприятиях, преимущественно в Польше. Серийный выпуск продолжался с февраля 1943 года до середины 1944 года, всего было выпущено 662 машины и 158 транспортёров боеприпасов Mun Schl на её базе. Самоходные установки «Веспе» впервые получили применение во время Третьей битвы за Харьков в составе танковых дивизий СС и воевали на всех фронтах до конца войны.
Grille (от нем. Grille — «сверчок»), Sturmpanzer 38(t) — немецкая самоходная артиллерийская установка класса самоходных гаубиц времён Второй мировой войны на шасси чехословацкого лёгкого танка PzKpfw 38(t), со 150-мм пехотным орудием sIG 33. Изначально предполагалось использовать для ходовой части САУ модифицированное шасси лёгкого танка Panzerkampfwagen 38(t) модификации M с расположением силовой установки в середине корпуса. Однако оно было ещё не готово и первая партия из 91 машины, включая прототип, была изготовлена на базе Panzerkampfwagen 38(t) Ausf. H с задним расположением моторного отделения. С танка демонтировалась башня и вместо неё устанавливалась неподвижная рубка со 150-мм тяжёлым пехотным орудием s.IG.33. Выпуск этой модификации продолжался с февраля по апрель 1943 года. С апреля 1943 года шасси со средним расположением мотора было отработано и начался выпуск САУ варианта M с задним расположением боевого отделения, более удобным для обслуживания орудия и подачи боеприпасов с грунта. С апреля по июнь 1943 года и с октября 1943 по сентябрь 1944 года BMM построила 282 Grille и 120 бронированных подвозчиков боеприпасов к ним.
Hummel («шмель» — нем., полное название — 15 cm Schwere Panzerhaubitze auf Geschutzwagen III/IV (Sf) Hummel) — немецкая самоходная гаубица калибра 150 мм периода Второй мировой войны. В 1941—1942 гг. панцерваффе нацистской Германии потребовалась САУ достаточно бронированная, быстрая и тяжело вооружённая. И в 1942 году фирма Alkett изготовила штурмовую САУ на основе PzKpfw IV, вооружённую тяжёлой 150-мм гаубицей sFH 18. Hummel являлась самодвижущейся тяжёлой гаубицей на основе ходовых частей PzKpfw III и PzKpfw IV. САУ была запущена в массовое производство в том же 1942 году и выпускалась с февраля 1943 года до конца войны. Всего было построено 666 этих машин. САУ Sd.Kfz. 165 Hummel имела типичную для машин данного типа конструкцию: в передней части располагался отсек управления, в центре — двигательный отсек, в задней части САУ — боевое отделение. Экипаж размещался в открытой сверху рубке и был защищён только от огня стрелкового оружия и от осколков артиллерийских снарядов среднего и малого калибра. Единственной крышей боевого отделения мог служить брезент, натягиваемый иногда во время передвижения машины на марше, а также на стоянках.
Flakpanzer 38(t), полное официальное название — Panzerkampfwagen 38 fuer 2 cm Flak 38 — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) периода Второй мировой войны, на шасси танка Pz Kpfw 38(t). По ведомственной системе обозначения бронетехники имела индекс Sd.Kfz.140. Создана фирмой B.M.M., всего с ноября 1943 по февраль 1944 года была выпущена 141 ЗСУ этого типа. В 1944—1945 годах они активно использовались в Италии и на Западном фронте, показав хорошие результаты в борьбе с низколетящими самолётами. Flakpanzer 38 использовал перекомпонованное шасси лёгкого танка Pz 38(t), применявшееся также для создания ряда других САУ. Flakpanzer 38 имел компоновку с расположением трансмиссионного отделения в лобовой части корпуса, отделения управления за ним, моторного отделения в средней части корпуса и боевого — в кормовой. Экипаж ЗСУ состоял из четырёх человек — механика-водителя, размещавшегося в отделении управления; командира, выполнявшего также функции наводчика пушки, заряжающего и радиста, размещавшихся в боевом отделении.
Flakpanzer IV «Mobelwagen», полное название — 3,7 cm FlaK auf Fahrgestell Panzerkampfwagen IV (Sf) — германская зенитная самоходная установка (ЗСУ) времён Второй мировой войны на базе среднего танка PzKpfw IV. По ведомственной системе обозначения бронетехники носила индекс Sd.Kfz. 161/3. Своё название «Mobelwagen» («мебельный фургон») получила из-за внешнего сходства в походном положении (поднятые бронещитки орудия) с мебельным фургоном.

Литература: Франсуа де Ланнуа, Жозеф Шарита. Немецкие танковые войска. 1935-1945; пер. М. Жуковой. - М.: АСТ, 2005.
Росадо Х., Бишоп К. Танковые дивизии Вермахта 1939-1945. Краткий справочник-определитель бронетехники. - М.: Эксмо, 2007
Крис Бишоп. Дивизии панцергренадеров 1939-1945: Справочник-определитель техники. — М.: Эксмо, 2009.
Митчем Сэмюэл В., младший Танковые легионы Гитлера. М., 2009.
Лобанов А. В. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия Панцерваффе. М.: Яуза: Эксмо, 2010.


©Балабаев Михаил,МБУДО ЦДО "Реальная школа",МБОУ СОШ №97