Танки Итальянского Королевства

CV-33 (итал. Carro veloce CV-33; с 1938 года обозначалась как L3/33) — итальянская танкетка периода Второй мировой войны. Лёгкий танк по национальной итальянской классификации. За время серийного производства в 1935—1944 годах произведено около 1400 единиц. В 1930-е годы поставлялась во многие страны мира. Использовалась в боевых действиях в Абиссинии, Китае, Испании, Франции, на Балканах, в Северной Африке, Восточной Африке, Италии и в СССР. Танкетка прошла испытания и после некоторой доработки была принята на вооружение итальянской армии в 1933 году, под обозначением C.V.3/33. В том же году «Фиат-Ансальдо» было начато выполнение первого заказа на 100 единиц. Вскоре после этого был выдан заказ на серию машин с усиленным вооружением, а третий и самый большой заказ был выдан в конце 1935 года, после начала Второй итало-эфиопской войны; в общей сложности итальянской армией было заказано 1400 танкеток. По состоянию на начало июня 1936 года армии была передана 1031 машина, но затем темпы производства снизились и остальные 369 танкеток были выпущены только к 1939 году.По состоянию на начало 1940 года, двухпулемётные танкетки C.V.3 составляли большинство от общего количества бронетехники итальянской армии.
Fiat 3000 (L5/21) — итальянский лёгкий танк 1920-х годов. Первый итальянский серийный танк, разработан сразу после окончания Первой мировой войны на основе французского FT-17. Производился, наряду со своей улучшенной версией Fiat 3000B (L5/30), с 1921 по 1930 год, общий выпуск составил 152 экземпляра. Большая часть выпущенных Fiat 3000 всё ещё оставалась в строю к началу Второй мировой и ограниченно использовалась вплоть до 1943 года. 26 экземпляров было поставлено на экспорт.
Fiat L6/40 — итальянский лёгкий танк времён Второй мировой войны. Разработан в 1936—1938 годах фирмой Fiat-Ansaldo. За время серийного выпуска с 1939 по сентябрь 1943 года произведено 283 экземпляра. В боевые части танк начал поступать только в середине 1942 года, но активно использовался на всех фронтах, где вели бои итальянские войска. После капитуляции Италии остававшиеся машины были захвачены германскими войсками, по их заказу в 1944 году было произведено ещё 51 машина. Также некоторое количество L6/40 захватили югославские партизаны, использовавшие их впоследствии в боях.Так же ещё несколько машин было захвачено советскими войсками под Сталинградом.
M11/39 — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам. Производился в 1939—1940 годах, общий выпуск составил около 100 единиц. Использовался в 1939—1942 годах в Северной Африке и на Восточном фронте. Несколько трофейных M11/39, захваченных в Северной Африке, использовались австралийскими войсками. M11/39 являлся дальнейшим развитием английского танка «Виккерс 6-тонный», от которого он унаследовал конструкцию ходовой части. В отличие от «Виккерса 6-тонного» основное вооружение машины было расположено в лобовом листе корпуса, а спаренные 8-мм пулемёты монтировались в башне. Данный танк являлся крайне неудачным, потому как имел слабую броню, малоэффективную пушку (к тому же расположенную в корпусе). Эти недостатки послужили толчком для развития данных танков, которое воплотилось в модели M13/40.
M13/40 — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. По массе относился к лёгким танкам, однако по итальянской танковой классификации считался средним. Разработан фирмой Fiat-Ansaldo в 1939—1940 годах. Стал самым массовым итальянским танком Второй мировой: за время серийного производства в 1940—1942 годах было произведено 799 машин. Активно использовался итальянскими войсками в 1940—1943 годах, а после капитуляции Италии небольшое количество машин использовались войсками Великобритании и Германии. Этот танк был призван устранить все те недостатки, которые имела предыдущая модель M11/39. Так, машина получила более мощную броню, орудие на этот раз располагалось в башне, а не в корпусе, что дало возможность более эффективно использовать его. Однако данный танк не смог повлиять на ход сражений в войне, поскольку их было выпущено крайне мало и много было потеряно, особенно в сражениях в Африке. Эти машины под обозначением PzKpfw M13/40 735(i) применялись против сил союзников на итальянском и балканском театрах военных действий.
M14/41 (итал. Carro armato M14/41, в немецкой классификации Pz.Kpfw 736(i)) — итальянский лёгкий танк времён Второй мировой войны. В итальянской национальной классификации боевых машин считался средним танком.Наименование танка M14/41 отражало классификацию, массу и год разработки машины — литера М означала «средний» от соответствующего прилагательного Medio в итальянском языке, цифровой индекс расшифровывался как 14-тонный танк обр. 1941 г. На немецкой службе они обозначались как PzKpfw M14/41 736(i) и использовались не только на итальянском театре военных действий, но и для подавления Варшавского восстания в 1944 году.Первые танки М14/41 были изготовлены петом 1941 г путем установки новых двигателей и модернизированных агрегатов в танки М13/40. Новые танки, благодаря почти полной своей идентичности предыдущему варианту, быстро осваивались экипажами. В 1941 г. они поступали в подразделения взамен М13/40 . В ряде случаев обе машины эксплуатировались совместно. Несмотря на отдельное обозначение в номенклатуре итальянской бронетехники, M14/41 являлся скорее модернизированной версией М13/40, нежели чем новой машиной. В частности, бронирование и вооружение остались прежними, но была повышена мощность силовой установки — танк приводился в движение дизельным двигателем FIAT SPA 15T мощностью 145 л.с.
M15/42 — итальянский средний танк времён Второй мировой войны. Производство начато в январе 1943 года. Танк M15/42 имел клёпаный корпус с бронёй толщиной 14—42 мм, а толщина лобовой брони башни составляла 45 мм. В передней части корпуса слева располагался механик-водитель, справа от него — стрелок-радист с двумя спаренными 8-мм пулемётами «Бреда» модель 38. Башня с 47-мм пушкой L/40 (угол возвышения от ?10 до +20°) находилась в средней части корпуса и при помощи электрического механизма могла вращаться на 360 градусов. С пушкой был спарен 8-мм пулемёт «Бреда» модель 38, такой же пулемёт был установлен на крыше башни для стрельбы по воздушным целям. До сентября 1943 года, когда Италия объявила о выходе из войны, было выпущено 90 машин. После вторжения Германии в Италию эти танки приняли участие в боях в составе 135-й танковой дивизии «Ариете II» против войск Третьего рейха в Риме, после чего оставшиеся танки были конфискованы немецкой армией и применялись в боях против союзников. Помимо этого, под контролем немцев было выпущено дополнительно 28 танков. Под названием PzKpfw M15/42 738(i) использовались в составе трёх отдельных танковых батальонов на Апеннинах и с апреля 1944 года в 22-й дивизии СС «Мария Терезия».
Carro Armato Pesante P26/40 — итальянский тяжёлый по национальной классификации, средний по массе танк периода Второй мировой войны. Выпускался мелкой серией (не более 100 единиц) по заказу немецких оккупационных войск в 1943 году, принимал ограниченное участие в боях на стороне Вермахта (как Panzerkampfwagen P40 737(i)), против англоамериканских войск в Италии. В конце 1940 года командование итальянских бронетанковых войск разработало технические условия для танка нового типа, который должен был обладать более мощным вооружением и бронированием. Несмотря на то, что работа над танком началась в 1940 году, первый прототип был готов к испытаниям только в 1942 году. Такая задержка была вызвана изменением вооружения, а также трудностями и поиском подходящего двигателя. Первый прототип был вооружен 75-мм пушкой 75/18, а второй — 75/32. Четвертый прототип танка имел модифицированные корпус и башню, в которой была установлена 75-мм пушка 75/34. Кроме того, 26-тонные танки P40 планировалось оснащать дизельными двигателями.
Semovente da 105/25 — итальянское самоходное орудие времён Второй мировой войны. Носило также название Bassotto («Коротышка»). Прототип получил название «Semovente da 105/23 su scafo M42 allargato» («самоходное орудие калибра 105 мм с длиной ствола 23 калибра на расширенном шасси М42» — итал.). Он появился 16 января 1943 года и отправился на испытания 28 января, когда итальянцы отступали из Северной Африки. После кратковременных испытаний договорились установить более короткое 105-мм орудие (25 калибров), а остальное сохранить. По сравнению с 75-мм САУ скорость поднялась до 35 км/ч, при запасе хода по шоссе 170 км. Подвижность машины признали вполне удовлетворительной, поскольку она не сильно отличалась от танка М15/42. В феврале 1943 года с фирмой Ansaldo был заключён заказ на постройку 30 САУ, который был выполнен к 30 июня. Впоследствии получили официальное обозначение «Semovente da 105/25 su scafo Fiat-Ansaldo M43» («самоходное орудие калибра 105 мм с длиной ствола 25 калибров на шасси Fiat-Ansaldo M43» — итал.) или просто «Semovente da 105/25». Далее заказ был увеличен до 454 экземпляров, но из-за капитуляции Италии выполнить его не удалось. О боевом применении Semovente da 105/25 известно, что 105-мм самоходки активно использовались в боях под Акино, Монте-Кассино и Римом, а также на оборонительных линиях «Дора» и «Густав» в апреле — мае 1944 года. Последние Semovente da 105/25 оставались на вооружении вплоть до весны 1945 года.
Semovente da 90/53 — итальянская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса противотанковых САУ, средняя по массе. Создана в 1942 году на базе среднего танка M14/41 для действий на Восточноевропейском ТВД. В 1943 году выпущено 30 единиц Semovente da 90/53, которые на Восточный фронт так и не попали, однако использовались во время высадки Союзников в Сицилии в 1943 году. Также 6 Semovente da 90/53 были после капитуляции Италии захвачены и использованы германскими войсками. Немецким обозначением САУ было Gepanzerte Selbstfahrlafette mit 90/53 801(i).
Semovente da 75/34 — итальянская самоходная артиллерийская установка (САУ) периода Второй мировой войны класса штурмовых орудий, лёгкая по массе. Создана в 1942 году на базе лёгкого (среднего по национальной классификации) танка M14/41 как дальнейшее развитие хорошо зарекомендовавшей себя в боях САУ Semovente da 75/18. С 1943 года базой САУ стал танк M15/42. За время серийного производства в 1942—1944 годах выпущено 192 единицы, причём 80 машин было изготовлено после капитуляции Италии по заказу немецкой оккупационной администрации со второй половины 1943 года. Стимулом к разработке этой модели САУ стало стремление повысить противотанковые возможности предыдущей модели. Semovente da 75/18 была эффективным средством против вражеской бронетехники только при наличии кумулятивных снарядов, их относительно низкая скорость (т. е. малая настильность траектории и как следствие небольшая дистанция прямого выстрела) затрудняла ведение огня по малоразмерным и движущимся целям. Бронебойный снаряд 75-мм пушки с длиной ствола 34 калибра (отсюда индекс 75/34 в названии САУ) имел дульную скорость около 620 м/с и его пробивная способность была сравнима с боеприпасами советской танковой пушки Ф-34 или орудия американского «Шермана» выпуска 1942 года. При необходимости Semovente da 75/34 могла вести огонь и кумулятивными снарядами.
Semovente da 47/32 — итальянская самоходная артиллерийская установка (САУ) времён Второй мировой войны, класса противотанковых САУ, лёгкая по массе. Создана в 1941 году на базе лёгкого танка L6/40 и первоначально предназначалась для его огневой поддержки, однако в войсках поступала в отдельные противотанковые дивизионы. После капитуляции Италии перед антигитлеровской коалицией в 1943 году в распоряжение немцев попало все итальянское вооружение и имущество. Semovente L40 da 47/32 тоже стала добычей немцев и поступила на вооружение немецких войск в Италии, однако из-за особенностей рельефа местности самоходную артиллерийскую установку часто использовали в качестве командно-штабной машины. За время серийного производства в 1942—1943 годах, выпущено около 180 единиц, также 120 машин было после капитуляции Италии изготовлено по германскому заказу в 1943—1944 годах. Уцелевшие самоходки были конфискованы немецкой армией и использовались как в ней, так и в нескольких подразделениях Итальянской социальной республики. Также часть машин была передана немцами хорватским усташам.


©Балабаев Михаил,МБУДО ЦДО "Реальная школа",МБОУ СОШ №97